Вернуться к обычному виду

Осторожно! Тонкий лед!

29.10.2020

Осторожно! Тонкий лед!

Случаи, когда люди проваливаются под лёд, к сожалению, не всегда заканчиваются благополучно. Провалиться под лёд может любой человек: рыболов, турист, охотник, сокращающий себе путь, взрослый человек или ребёнок, играющий на льду. Никто не может быть полностью застрахован от несчастья, и вопрос не в том, как избежать этого, а что делать, если всё-таки беда случилась.

Как правило, провалившийся человек никогда сразу не погружается в воду с головой, так как сухая одежда и обувь создают некоторую плавучесть. Под человеком просто исчезает точка опоры, и он начинает погружаться в воду. В этот момент главное – не позволить себе уходить в воду вертикально. Надо как можно быстрее придать телу горизонтальное положение, отбросив в сторону всё, что было в руках, попытаться лечь всем телом на лёд и сразу откатиться в сторону. На это есть доли секунды, и их надо обязательно использовать.

Зимний лёд обладает высокой прочностью, если имеет достаточную толщину. Для уверенной переправы одного человека при температуре воздуха ниже нуля достаточно толщины льда не менее 7 сантиметров, для массовой пешей переправы - не менее 15 сантиметров, для транспортного средства весом 0,8 тонн требуется лёд толщиной 20 сантиметров, для автомобиля весом 3,5 тонн разрешается переправа при толщине льда 25 сантиметров.

Чтобы измерить толщину льда, надо пробить лунки по сторонам переправы и промерить их.

Рекомендуем вам перед выходом на лед вооружиться длиной прочной палкой. Во-первых, с помощью этой палки, возможно, приблизительно оценить прочность льда: осенью по звуку, который издаёт лед от удара (чем тоньше лёд, чем звонче звук). Во-вторых, в случае облома льда, опора на лежащую на льду палку позволит распределить нагрузку на большую площадь льда, что может предотвратить его дальнейшее обламывание и облегчить выход на поверхность. Ни в коем случае нельзя проверять прочность льда ударом ноги!

Оказавшись в воде, вы должны действовать самостоятельно, не поддаваясь панике. Попав в пролом льда, надо широко раскинуть руки, для того чтобы удержаться на поверхности и не провалиться под лёд с головой. Спокойно, не делая резких движений, стараться выбраться на поверхность в сторону более крепкого льда. Если ширина пролома позволяет, нужно, закинув ногу на кромку пролома, выкатиться на поверхность. Главная тактика здесь приноравливать своё тело для наиболее широкой площади опоры. Если это удалось, вы должны откатиться, отползти или отъехать на спине (отталкиваясь ногами ото льда) от опасного места до более прочного льда.

Затем нужно ползти в ту сторону, откуда вы шли. Несмотря на то, что сырость и холод толкают вас побежать и согреться, будьте осторожны до самого берега!

Разумеется, на лыжах переходить реку или озеро значительно безопаснее. Но запомните: крепления лыж надо отстегнуть (чтобы, в крайнем случае, быстро от них избавиться), а палки держать в руках, не надевая петли на кисти. Рюкзак рекомендуется повесить лишь на одно плечо, а лучше волочить на верёвке в двух-трёх метрах позади.

Если вы выезжаете на лёд на автомобиле, необходимо бать готовым к неожиданностям. Что бы их предупредить, прежде чем выехать на лёд, обязательно соберите информацию о состоянии ледовой переправы.

При движении автомобиля по льду ремни безопасности должны быть отстёгнуты, в особо опасных местах необходимо высадить пассажиров, опустить стёкла и приоткрыть дверцу. В большинстве случаев автомобиль уходит под лёд не сразу и бывает достаточно несколько секунд, что бы покинуть его, главное – быть к этому готовым.

Если вы оказались под водой в новой герметичной иномарке, закрытой на все двери, вы не сможете открыть дверцы – они будут придавлены водой до тех пор, пока она не проникнет внутрь и давление внутри машины не сравняется с наружным. Если под вами десятки метров, времени на раздумье не будет – как можно быстрее опускайте стекло и выходите наружу. При этом надо помнить одну очень важную деталь – если вы сделали последний вдох на глубине из воздушной подушки в кабине автомобиля, то при всплытии надо обязательно выдыхать. Если этого не сделать, то расширяющийся воздух может травмировать лёгкие. Пуховая куртка, которая может на вас оказаться в этот момент, сослужит вам добрую службу – она выполнит роль спасательного жилета. При всплытии ищите вверху светлое пятно и плывите на него, если глубина большая, то машина может спланировать в толще воды в сторону от пролома. Если вы промахнётесь, то, всплыв под поверхность льда, можете ошибиться в выборе направления.

Запомните!

· Следует обходить площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лёд всегда тоньше;

· Тонкий или рыхлый лёд находится вблизи кустов, камыша, под сугробами, где водоросли вмёрзли в лёд;

· Особенно осторожно надо спускаться с берега: лёд может неплотно соединяться с сушей, возможны трещины, подо льдом может быть воздух;

· Рыбакам советуем иметь с собой пешню (а не ледобур), пару гвоздей в кармане, верёвку и компанию не менее двух-трёх человек. Очень «полезно» обвязать себя за пояс верёвкой длиной метров 20 и всё время передвигаться с ней по льду. Случись что – вас за неё же и вытянут.

Если же вы всё-таки оказались в холодной воде:

- пытайтесь добраться до берега;

- стремитесь удерживать голову на плаву;

- на берегу или в плавсредстве пытайтесь согреться любым способом: физические упражнения, огонь, обильное горячее питьё, горячая пища.

Чтобы согреть пострадавшего, надо снять с него мокрую одежду, надеть сухое бельё, закутать в одеяло, дать горячее питьё, при возможности поместить в ванну, постепенно повышая температуру до 40°С.

Нельзя растирать спиртом, жирными мазями, снегом, интенсивно отогревать (горячий душ, ванна, жаркое помещение).

Надеемся, что гости и жители города Можги и Можгинского района, приняв на себя долю ответственности за собственную безопасность и зная, как вести себя на льду, позаботятся о своей безопасности, ведь это то, от чего может зависеть ваше здоровье, благополучие, а не редко и жизнь.




Возврат к списку